Навигация по сайту

Миф о первоклассных IT-специалистах

В комнатах, заполненных гудящими серверами, среди хитросплетений проводов и сетевых шнуров до сих пор бытует миф о том, что отечественные IT-специалисты – лучшие в мире.

Этот миф является опасным паразитом, которого, как любого паразита, нужно выводить любым способом. Но паразит живуч, потому что кормится заблуждениями:

  1. якобы у нас отличная система технического образования, сохранившаяся со времен Советского Союза, которая готовит первоклассных инженеров, программистов, электронщиков;
  2. наши специалисты якобы востребованы и высоко оценены на Западе. Да что там, на Западе – вообще во всех странах мира!

И все это – полная чушь!

Наша система образования давно уже не самая-самая. Если и было былое величие, то лично мне довелось увидеть только малые его крохи. Сейчас программы технических ВУЗов безнадежно отстают от потребностей рынка, преподнося студентам только устаревшие или устаревающие технологии.

Преподаватели часто парируют: мы даем основы и, самое главное, – учим думать! Но это тоже – всего лишь миф. Во-первых, научить думать – это великое дело, но не каждый ВУЗ с этим справляется. Во-вторых, в нашем мире с его сумасшедшим ритмом уметь думать – это только часть необходимых навыков. Нужно быть готовым к работе в реальных проектах. А сейчас «умеющие думать» встречают в описаниях вакансий аббревиатуры технологий, о которых знают только понаслышке, копируют их в свои резюме и надеются на «авось».

Украинские специалисты действительно работают во всем мире, но востребованы не потому, что являются непревзойденными асами своего дела, а потому, что стоят дешевле, чем их западные коллеги. По этой же причине востребованы айтишники из Индии и Китая.

Я работал в коллективах с украинскими, индийскими, китайскими, немецкими и английскими разработчиками, и точно знаю, что наши программисты – не самые худшие. Но, увы, и не самые лучшие. Безусловно, есть замечательные, даже гениальные, специалисты, с некоторыми из которых мне посчастливилось работать бок о бок. Но в целом, среди представителей любой нации встречаются уникальные профессионалы и непроходимые тупицы.

Моя знакомая – Татьяна, руководитель софтверной компании из Великобритании – рассказала, что с некоторых пор старается не брать на работу украинских специалистов. Это объясняется тем, что наши соотечественники предъявляют высокие требования к оплате при среднем уровне качества работы. Ей удобнее нанимать представителей других стран (Индии и Китая), которые работают не хуже, но стоят соответственно способностям. Подобные отзывы я встречал от других менеджеров, которые жаловались на завышенные амбиции отечественных специалистов и неготовность к работе в коммерческих проектах.

Вот почему миф о первоклассности украинских специалистов так вреден. В некоторых случаях он лишает мотивации к развитию, закрепляя восприятие себя на уровне «все вокруг идиоты, один я – граф Монте-Кристо». А вместо того, чтобы почивать на лаврах, следует грызть, копать и пахать, как ни банально это звучит. Нужно изучать то, что не дают в учении, но требуют в бою. Если речь идет о разработчиках, то это паттерны проектирования, методологии разработки программного обеспечения, системы контроля версий, методы защиты приложений от взлома, примеры лучших практик и многое другое.

При определенном сочетании звезд на небосклоне украинский сектор информационных технологий может стать заметным явлением в мировом масштабе. А о том, что делается государством в этом направлении и что стоит делать, я расскажу в следующий раз.

Комментарии:

Євген 30 мая 2008 12:37
Я, напевно, пітдвердження того "Міфу".
Чимусь успішно працюю програмером в німецькій філії ІВМ. І про українських спеціалістів тут хороша думка. Правда закінчував я університет в 1978 році, але є тут люди котрі вчилися в незалежній Україні і працюють, принаймі, не гірше за мене
Владимир 30 мая 2008 13:49
Андрюша! Вашу публикацию можно с легкостью переделать и под иной выдуманный "миф о первоклассных финансистах".
Да и вообще это только миф, что якобы существует "миф о первоклассных IT-специалистах" - его нет. На самом деле есть те, кто хорошо делает свое дело, а есть те, кто, называясь профессионалом своего дела, только и могут, что халтурить да носы свои задирать повыше.
Вдохновения Вам в Вашем творчестве
Станіслав 30 мая 2008 18:50
Гарна стаття. Потрібно тверезо оцінювати свою вартість на ринку.
Leonard 1 июня 2008 21:38
Такую статью мог написать человек, который сам ничего не умеет делать, или неудачник, который завидует тем, кто и имеет креативное мышление и плюс может принимать самостоятельные решения. Это я об ИТ-специалистах. Люди, которые учились в вузах в совдеповские времена - действительно умные, чего-то стоящие инженеры. И вот вопрос назревает - а сам то ты, Андрей, когда ВУЗ закончил? Небось с интернета тырил чужие мысли и готовые работы (рефераты и т.д.). А если бы тебе отключили Интернет - я бы посмотрел на уровунь твоих знаний! Ведь в основном такие как ты "знатоки" всех специальностей и всего на свете - "знания" черпают с интернета! И назвать мифом реальность - абсурд, граничащий с дефектом воспитания (в детстве обидели - лошадке ножку сломали...) и здравого смысла...
Саша 2 июня 2008 11:53
Вот интересно было бы с вами пообщаться Leonard, откуда это вы такой умный взялись, и откуда такие знания черпаете!??????????
У Андрея прекрасный блог, он написал реальную правду об образовании на сегодняшний день!
Андрей Астахов 2 июня 2008 12:18
Назрела необходимость ответить

Євгену:
Вы – не подверждение мифа, а скорее всего просто хороший, а может быть очень хороший специалист. Жаль только вы не читали статью, а отреагировали на заголовок. Ведь речь идет не о том, что высокопрофессиональных украинских специалистов не существует в природе, а о том, что по уровню наши спецы не выше остальных. И в IBM это хорошо понимают, иначе бы вы работали исключительно в кругу украинцев.

Владимиру:
Среди финансистов мифа о собственном величии действительно нет или я таких не встречал, а вот айтишников со звездой во лбу видел сколько угодно. Посмотрите ниже комментарий Leonardа, его фотографию можно было бы использовать как иллюстрацию к статье.
Что касается фразы «На самом деле есть те, кто хорошо делает свое дело, а есть те, кто, называясь профессионалом своего дела, только и могут, что халтурить да носы свои задирать повыше», то смысловая нагрузка тут минимальна, но в целом это не противоречит точке зрения, изложенной в блоге ;)

Станіславу:
«Потрібно тверезо оцінювати свою вартість на ринку».
Однако те, чья стоимость завышена, не стремятся к трезвым оценкам.

Обратите внимание на аргументированную последовательную речь Leonardа.

Leonardу:
Я закончил университет в 2000-м.
Из вашего комментария понятно, что вы делите людей на профессионалов и ламеров в зависимости от того, заканчивали ли они ВУЗ, подключенный к Интернету или нет. Но дело не в этом. Сейчас дерут информацию из Интернета, в советские времена драли из других источников. Советские микросхемы и компьютеры как таковые передирались с западных образцов.
«А если бы тебе отключили Интернет - я бы посмотрел на уровунь твоих знаний». Давайте отключим и посмотрим.
Ваш комментарий - закономерная реакция на развенчивание иллюзий: никаких аргументов, только наглый тон и сопли. Вы скрываетесь за малозначащим ником, а я перед вами неанонимно со своими проектами и мыслями. Будьте так добры дать ссылку на ваш сайт, проекты или резюме. Я бы с удовольствием узнал больше о человеке с правильным воспитанием и образованием.
Владимир 3 июня 2008 11:40
Владимиру:
Среди финансистов мифа о собственном величии действительно нет или я таких не встречал, а вот айтишников со звездой во лбу видел сколько угодно. Посмотрите ниже комментарий Leonardа, его фотографию можно было бы использовать как иллюстрацию к статье.
Что касается фразы «На самом деле есть те, кто хорошо делает свое дело, а есть те, кто, называясь профессионалом своего дела, только и могут, что халтурить да носы свои задирать повыше», то смысловая нагрузка тут минимальна, но в целом это не противоречит точке зрения, изложенной в блоге ;)

Да нет, Андрей! смысловая нагрузка минимальна в Вшей публикации, а моя фраза про "задирать носы" развеивает заблуждение о существовании мифа. Миф, если Вы встречали только "айтишников" заносчивых и не встречали с подобным поведением финансистов, то это не означает, что "первоклассных IT-специалистов" нужно считать мифом. Потому как есть IT-специалисты и первоклассные. А миф Вы сами себе придумали и попытались его опровержение нагрузить смыслом, приплетая образование и прочие нелепости о стоимости украинских, индийских и китайских кадров. С нетерпением жду обещанную Вами публикацию об "украинском секторе информационных технологий".
Мое почтение.
Андрей Астахов 3 июня 2008 12:00
"это не означает, что "первоклассных IT-специалистов" нужно считать мифом"

Соберитесь с силами, наберитесь терпения и перечитайте.

Тезисно:

1. Первоклассные специалисты есть. Цитата: "есть замечательные, даже гениальные, специалисты, с некоторыми из которых мне посчастливилось работать бок о бок"

2. "Украинские/российские/советские специалисты лучше всех" - это миф.
Цитата:
"до сих пор бытует миф о том, что отечественные IT-специалисты – лучшие в мире"
Еще раз: наличие первоклассных специалистов - не миф.

Вы хотите, чтобы статья была переименована во что-то типа "Сага о том, что существенное количество украинских IT-специалистов считают себя лучшими в мире. Владимиру посвящается" ?
Владимир 3 июня 2008 14:25
2Андрей
По поводу Ваших тезисов:
> 1. ...
да, есть! Земля крутится, да крутится - и Вы с ней бок о бок.

> 2. "Украинские/российские/советские
> специалисты лучше всех" - это миф.
Да где же Вы взяли этот миф?! Сами и придумали? Я же и говорю, что точно так же можно и сказать:
"Украинские/российские/советские
финансисты лучше всех" - это миф.
и дальше "развить тему", ну, или попереливать из пустого в такое же пустое.

> Вы хотите, чтобы статья была
> переименована ...
Я за то, чтобы подобного качества "статей" было как можно меньше, тем более под именем компании, у которой есть некие миссия и принципы. В общем, чтобы не идти в разрез миссии и принципам, нужно либо в принципы внести нечто вроде "молодое поколение - мы предоставляем наши блоги в качестве плацдарма зеленым специалистам, где они оттачивает свое мастерство пера на <кроликах>"; либо писать нечто стоящее, а не переименовывать старое на новое. Или это Вы на эту тему дипломную работу защищали? - уж очень напоминает качеством, "содержательностью" и "эврикой".

Евгений 3 июня 2008 23:06
1.Миф о лучших в мире украинских программистах - никогда о таком не слышал.При том, что работал и в Москве, и в США.Везде -встречают по одежке, провожают -по уму.
2."среди представителей любой нации встречаются уникальные профессионалы и непроходимые тупицы"- согласен 100%.
3."Подобные отзывы я встречал от других менеджеров, которые жаловались на завышенные амбиции отечественных специалистов и неготовность к работе в коммерческих проектах."
Отечественные менеджеры почти всегда жалуются, это позволяет оправдывать бюджет, некомпетентность и неумение работать с заказчиком.Раньше они жаловались, когда платили зарплаты в 500$ и продавали людей за 2.5k EUR, сейчас-потому, что не так как раньше.
Про "неготовность работать в комерческих проектах" -смешно слушать, аутсорсинг в Украину вырос раз в 5 за последние 3 года.
3.Про ресурсы и дешевизну - Украина (Киев)сравнима по стоимости с Индией на начальном этапе,выигрыш - в качестве продуктов, полученном при долгосрочном сотрудничестве.Западные компании давно уже знакомы с индусским кодом и саппортом- и многие готовы переносить центры разработки в Украину.К примеру- в Киеве уже 2 года есть центр разработки Дойчебанка,как и в Москве.
4."При определенном сочетании звезд на небосклоне украинский сектор информационных технологий может стать заметным явлением в мировом масштабе." -странно слышать такую фразу от специалиста(скорее она могла бы принадлежать астрологу).
"Для продолжения рода-нужно совсем другое" (с)"Тот самый Мюнхгаузен"

Петр К. 4 июня 2008 09:35
Осилил и текст и коменты..
По сабжу - в принципе что-то такое есть.
задраные носы и все такое, но чтобы это было проблемой - неправда. Ну пыжатся себе и пыжатся, лишь бы делали все как надо.
Не это интересно. Интересно про неготовность работать в комерческих проектах. В Киеве более десятка дейтвительно крупных компаний - разрабочиков ПО и все они работают с реальными комерческими проектами. И все они не готовы их вести?
Константин Войцеховский 4 июня 2008 09:55
Полагаю, ИТ-отрасль молодая, по сравнению с тем же финансовым сектором, и молодёжи достаточно просто начать в ней работать. Учитывая юношеский максимализм и запоздалое становление личности, им крышу и срывает на почве своей звёздности.
Это возрастное. Это само пройдёт. Естественный отбор еще никто не отменял.
Юля 4 июня 2008 10:10
А я согласна с мнением относительно никудышнего образования в Украине. Очень остро эта проблема видна именно сегодня, когда hr-специалист с большим трудом подбирает IT-работников, специализирующихся на каком-то узком сегменте.
Также я не раз слышала от знакомых собстенников IT-компаний, что хороших специалистов на рынке нет. То есть они есть, но мало и каждый на своем месте.
А в целом, хотелось бы обратиться ко некоторым комментаторам этой статьи. Будьте лояльны!!! Каждый имеет право на свое мнение, и в каждом мнение есть доля правды! А если вы несогласны, то выражайте это несогласие КОРРЕКТНО по отношению к автору!!!
Андрей Астахов 4 июня 2008 13:49
Владимиру:
«Да где же Вы взяли этот миф?!»
Да с чего же вы взяли, что нет такого мифа? Выше Leonard ярко подтвердил его наличие, и я вам уже указывал на его комментарий.

«где они оттачивает свое мастерство пера на <кроликах>»
Да, я пишу блог, экспериментирую, наблюдаю реакции.
Есть люди с аргументированными замечаниями, не обязательно совпадающими с моей точкой зрения. Очень хороший пример - Евгений.
Есть те, кому нечего сказать по существу, но просто необходимо что-то ляпнуть. Но такие есть в любом блоге.
Андрей Астахов 4 июня 2008 13:52
Евгению: Спасибо за комментарий.
«1.Миф о лучших в мире украинских программистах - никогда о таком не слышал»
Вы слышали байки об индийских программистах и китайском коде? Это вещи из одного ряда, предполагающие, что мы – лучше, и такой код не пишем.

«Отечественные менеджеры почти всегда жалуются»
Но речь шла не об отечественных менеджерах.

«смешно слушать, аутсорсинг в Украину вырос раз в 5 за последние 3 года»
Я уверен, что вы преувеличиваете, но допустим. Это не показатель. Во сколько раз вырос рынок в целом за это время? Аутсорсинг в Китай вырос минимум на 50%. Украина просто должна была вместить в себя какой-то кусок общего пирога даже несмотря на свою неготовность к этому.

«Западные компании давно уже знакомы с индусским кодом и саппортом- и многие готовы переносить центры разработки в Украину.»
Насчет саппорта не соглашусь, если речь идет об англоязычной поддержке. В Украине очень сложно найти квалифицированную команду с хорошим знанием языка. В Индии проще. Это будет индийский английский, но это будет и саппорт. В Украине или саппорт или английский.

«странно слышать такую фразу от специалиста(скорее она могла бы принадлежать астрологу).»
Это была красивая (возможно) заключительная фраза ;) А фраза, послужившая заключением вам, также принадлежит не IT-специалисту ;)
С вами приятно общаться. Я с удовольствием взял бы у вас комментарий для следующей заметки.
Евгений 4 июня 2008 20:15
Наши мнения в основном где-то совпадают, спасибо за интересный разговор.По пунктам:
1.Ок,но миф о украинском коде -слабораспространен.Наверное, мало кто отличает украинцев от русских.
2.Про менеджеров:да,западные менеджеры - тоже иногда жалуются, но готовы при этом расширяться при наличии проектов (затраты на программиста в Лондоне и Копенгане по-прежнему несравнимы с Киевом,а посылать отсюда специалистов в 2-3мес командировки более чем рентабельно и таких -ищут). Да, отличная норма прибыли (500-700%), которая была раньше нормой- уже недостижима, зарплаты высококвалифицированных специалистов выровнялись почти на уровень минимальных ЗП, скажем -в США (40к в год). Но это по-прежнему остаётся выгодно, что показывает рост рынка зарплат, а кратковременные контракты и консалтинг- весьма рентабельны.
3.Динамика роста рынка аутсорсинга-
$70 млн в 2003,$246 млн в 2006, $500 млн долл -2007.(оценки взяты из гугла). Немного ошибся в масштабе (в 7 раз за 5 лет), но в целом рост значителен,хотя до объемов Индии -далеко.С мировым рынком -сравнивать не могу, но если учесть 95-2000гг., когда почти все объемы поглощались Индией,то заинтересованность в Украине как поставщике услуг -есть.Покупка зарубежными инвесторами 2-х крупных аутсорсинговых компаний в прошлом году это еще раз подтверждает.
4.Про саппорт -я не совсем верно выразился, имел ввиду- не коллцентры, а поддержку и доработку существующего ПО и БД. С индусским саппортом такого рода сталкивались мои коллеги, и проблема в непонимании требований и нежелании это демонстрировать, т.е. ("нет"-не говорим),что приводит к простоям команд.
5.Конкурировать с Индией и Китаем по цене бессмысленно, по соотношению цена-качество вполне реально для серьезных компаний c хорошим процессом разработки, что и происходит сейчас на рынке. Соответственно,ориентация аутсорсинговых компаний сегодня -долгосрочное сотрудничество и работа с крупными заказчиками,для которых качество и процесс -имеет значение.
6.К сожалению,в связи с политикой компании и личной непубличностью-могу высказать свое мнение только неофициально. Если нужен какой-либо комментарий или мнение - for.kiev.analyst@gmail.com С уважением, Евгений.

Сергей Ярославцев 9 июня 2008 00:24
Полностью поддерживаю автора комментария. Дополнение (если автор коммента не против).
"4.Про саппорт -я не совсем верно выразился, имел ввиду- не коллцентры, а поддержку и доработку существующего ПО и БД. С индусским саппортом такого рода сталкивались мои коллеги, и проблема в непонимании требований и нежелании это демонстрировать, т.е. ("нет"-не говорим),что приводит к простоям команд."

Про мелкие доделки и реальное дописывание костылей к существующему софту-это качество и дешевизна рабочей силы из Индии. Вы когда-нибудь видели исходный код, который пишет студент 3 курса КПИ и то, что пишет средней руки девелопер из Индии.
А я с ним ни 1 раз сталкиваюсь, и вы меня простите, но то, что пишут такие крупные украинские компании, как EPAM, Global Logic, кстати можете просто поговорить про динамику роста таких компаний с PR менеджерами.
На данный момент качество подготовки пусть не всех, а тех, кто хочет, может и будет учиться очень даже обыгрывает подготовку специалистов из Индии, и это факт. А то, что существует рост зарплат и HR фактически пытаються перекупить мало подготовленного специалиста, так это давно известный всем факт, потому что грамотных специалистов не хватает не потому что нет подготовки, а потому что есть рост бизнеса и компаний, которрые в этих специалистах нуждаються, но простите меня, СОВЕРШЕННО не хотят ставить нормальные условия, такие как например белая зарплата.
Покажите мне компанию, которая платит не ЧП зарплату, а полностью белую с налогами своему сотруднику, сколько таких найдеться? Вы думаете волна эмиграции спала? "Я так думаю" (С)"Мимино"
На данный момент нас разве что догонит и перегонит китай, и то, только потому что их больше просто по количеству.
Рекомендую просто зайти и почитать иногда комментарии к компаниям на developers.org.ua , вот так вы и узнаете в каких условиях работают наши программисты и почему нет молодежи, которая идет торговать, а не в программисты.
А вы пробовали стать ИТ специалистом?
Место работы не пишу, но могу сказать что работаю в компании, с численностью далеко за 2000-3000 человек, в которой очень большой % кода пишут индусы, китайцы, а также наши бывшие и существующие соотечественники.
Сергей Ярославцев 9 июня 2008 00:26
оставляю личную почту для дальнейшего обсуждения в привате.
dikobraz@ua.fm
Юнона Ласточкина 10 июня 2008 13:03
Андрей умница. Написал отлично. И главное, ни на кого не нападал в своей статье, а просто изложил свое видение темы. А те, кто недопоняв смысла кинулись оправдываться - так это из разряда "на вору шапка горит!".
AndreLavr 10 июня 2008 15:18
Тема сводится по-сути к оценке качества подготовки специалистов (не важно АТ или финансистов)в вузах. Сейчас - это не подготовка специалиста. Это попытка за 5-6 лет выкачать из студента побольше денег. Дальше - только самообразование и платное образование с конкретным учителем.Но амбиции у молодого человека высоки - столько денег отдано. При Союзе человек попадал на производство - там могли его доработать до нужного уровня. Но сейчас преемственность поколений специалистов нарушилась.(ну, например, первую серийную машину с трехзначной логикой сделали в Киеве (в Союзе - точно) и благополучно забыли о ней. Да и Эльбрус заставил понервничать америкосов, поскольку идеи там лежали зело прогрессивные. Я с удовольствием бы поработал с их творцами, но они благополучно ушли в САН.) А качество образования будет неуклонно падать, так как уничтожена своя наука и нет пока что социального заказа на грамотных спецов - в лучшем случае требуется человек, понимающий как соединить разъемы.( ПТУ или техникум времен Союза при авиа или космической шараге давал больше) В программировании ситуация лучше потому, что для самоподготовки специалиста есть база (компьютер) и стартовая литература. Профессия программиста - это сродни шахматисту или писателю. Из-за кажущейся простоты - "творить" начинают многие. Адекватно оценить творение - удел сильных, ну и кадровиков или менеджеров. Заметим попутно, что в Украине много талантливых шахматистов да и писателей хватает. Но вот беда - более или менее серьезную работу создает коллектив. Найти свое место в нем - подчас сложная задача для творца (а для возомнившего себя таковым - непосильная).
AndreLavr 10 июня 2008 15:26
Кстати, а вот есть более интересная тема для сообщества практиков (как мне кажется, слегка затронутая здесь) - влияет ли родной язык творца кода на качество последнего?

Иллюстрация к публикации «Миф о первоклассных IT-специалистах»

Миф о первоклассных IT-специалистах