Навигация по сайту

Эффективная, реальная, номинальная… Ставки сделаны, господа банкиры?

А какая у вашего банка эффективная ставка по кредиту? - именно такой вопрос мы с вами должны задавать банкирам, интересуясь условиями кредитования. Более того, если вдруг мы забыли уточнить реальную стоимость займа, сотрудник банка должен вежливо рассказать нам о ВСЕХ предстоящих расходах, связанных с процессом выдачи и обслуживания кредита, и назвать ту таинственную «реальную ставку», о которой мы случайно забыли спросить.

Почему же банк ДОЛЖЕН так мило «раскрывать карты» перед клиентом?

Все очень просто (по крайней мере, на бумаге). В мае 2007 года Национальный банк Украины принял постановление №168, в котором обязал банки, рассказывать клиентам обо всех расходах по кредитам, а также указывать в кредитных договорах реальную ставку кредита.

Отныне мы будем жить в мире, где банки будут говорить ПРАВДУ и только ПРАВДУ о своих кредитных предложениях! Ибо так приказал НБУ.

Все бы хорошо, да вот только с определением «правды» получилась неувязочка. Банки готовы говорить одну, а НБУ хочет «немного» другую…

Итак, давайте по порядку.

На заре зарождения розничного потребительского кредитования в Украине, банкиры проводили множество экспериментов с номинальной процентной ставкой по кредитам ( номинальная ставка – это ставка, которая указывается в договоре и, на базе которой начисляются проценты за пользование ссудой). Учитывая большие риски розничного кредитования, финансисты закладывали высокую доходность таких программ, и соответственно размер номинальной ставки варьировался в пределах 40 – 50 % годовых.

Проблема заключалась в том, как показать такую высокую стоимость кредитов потенциальным клиентам. Одни банки попытались быть честными, но естественно, что такие дорогие кредиты у них никто не брал. А вот другие «изобретатели» придумали менее «ужасную» схему ценообразования по кредитам: с использованием ежемесячных и одноразовых комиссий. Путем взимания дополнительных комиссий, банки занижали до приемлемого уровня номинальную ставку (0 – 10%) и начали наращивать объемы кредитования.

Время шло и разрыв между номинальной (декларируемой банком) и реальной стоимостью розничных кредитов достиг значительных размеров. Неподготовленные клиенты, доверяя банкирам, и не читая кредитных договоров, массово начали пользоваться столь «доступными» кредитными предложениями. Естественно, что параллельно начала проявляться характерная для кредитного рынка тенденция – рост проблемной задолженности. Мошенники, и не рассчитавшие силы заемщики, не гасили или переставали вносить платежи по взятым ранее ссудам.

НБУ долго наблюдал за такой картиной, давая свои рекомендации и предложения по улучшению качества проблемной задолженности. Но в мае 2007 года терпение регулятора закончилось, и он решил активно вмешаться в работу своих подопечных, обязав последних работать с заемщиками по-честному. Так в украинском банковском лексиконе официально появился термин «реальная процентная ставка».

Новый термин не застал финансистов врасплох. Но их обескуражила методика его расчета, предложенная НБУ.

До постановления, во всех банках непублично существовал другой термин, определяющий реальную стоимость потребительского кредитования, – эффективная ставка, которая отображала уровень доходности кредитной сделки. Такая ставка учитывала все источники дохода, которые получал банк: процентные платежи, одноразовые и ежемесячные комиссии, платежи за рассчетно-кассовое обслуживание и т.п. По своей сути, эффективная ставка – это плановый уровень доходности, который хочет получить банк от своих программ кредитования. Задав такой уровень, финансисты со спокойной душой могут играть с размерами номинальной ставки и комиссиями. Главное, чтобы в итоге полученная комбинация обеспечила заданный ранее плановый уровень доходности.

Что же так смутило банкиров в постановлении НБУ? Дело в том, что регулятор посчитал правильным включать в расчет реальной ставки кредита платежи, которые получает не банк, а другие организации (например, страховые компании, нотариусы, оценщики). Эти расходы возникают у заемщика в процессе получения и обслуживания кредита и с точки зрения методологов НБУ должны быть известны заемщику заранее, и включены в расчет реальной ставки.

В результате эффективная ставка банков и реальная ставка НБУ отличаются. Дискуссии относительно методики расчета «правильной реальной стоимости кредитов» между регулятором и финансистами продолжаются… Алгоритм расчета «кредитной правды» остается под вопросом.

Рискну предложить свой вариант решения этой проблемы.

На мой взгляд, реальная (эффективная) ставка по кредиту должна включать только те платежи, которые получает исключительно банк. В таком случае данный показатель будет отображать настоящую цену кредитных услуг банка.

Стоимость услуг страховых компаний, нотариусов, оценщиков не зависит от банка и не влияет на размер его доходов от кредитной сделки, а значит, не может включаться в ЦЕНУ банковского кредита.

Логичнее всего учитывать эти расходы заемщика в другом показателе – удорожание кредита, который показывает сумму переплаты по кредиту.

Естественно, что информацию о реальной процентной ставке и процент удорожания банк должен предоставлять заемщику до подписания кредитного договора.

Главное, чтобы методика расчета была понятной всем сторонам.

См. также: Методика расчета эффективной ставки

PS. Узнайте больше о модных брендах: Prada, Moschino, Burberry, Daks, Louis Vuitton

Комментарии:

Ярослав 25 июля 2007 12:35
Здравствуйте.
Безусловно, логично разделить эти два показателя, т.е. в эффективную ставку вкладывать доходы банка, в удоражание кредита расходы на 3-х лиц. Но, мне кажется что НБУ пытается заставить банки давить на этих самых 3-х лиц, чтоб они снижали свои тарифы и где-то наверное это правильно, т.к. не секрет что львиная доля расходов это страховка. А страховые компании, как правило, входят в одну финансовую группу с банком, либо возвращают банку агентское вознагрождение. Т.е. у банка есть возможность снизить этот тариф. По другим платежам нотариус, БТИ, оценка, конечно хуже. Хотя в условиях конкуренции нотариусов и оценщиков, которые хотят работать с банками можно и здесь поговорить.
А по поводу эффективной ставки есть еще один камень - это график с ануитетными платежами.
ProstoChief 27 июля 2007 18:55
Согласен с Вами, Ярослав. Сегодня практика сотрудничества и деления доходов между банками и страховыми компаниями по потребительским программам кредитования достаточно популярна. Особенно это ярко проявляется, если страховая и банк принадлежат одному владельцу(-ам).
С моей точки зрения, такая практика в ближайшее время будет постепенно исчезать.
Во-первых, уже сегодня большинство крупных банков сотрудничают с десятками страховых компаний, предлагая своим клиентам большой выбор и не навязывая страхового партнера.
Во-вторых, если оценивать риски, то владельцу банка не выгодно перестраховывать клиентов банка в своей страховой, поскольку деньги идут из одного кармана.
В-третьих, с приходом иностранных игроков банковский рынок становится более простым и прозрачным, поэтому различные схемы со страховыми компаниями со временем определенно станут пережитком прошлого.
Исходя из вышесказанного, аргумент НБУ: поскольку банки получают доход от страховых при продаже кредитных продуктов, то страховые тарифы также нужно включать в расчет эффективной ставки, с моей точки зрения с каждым днем будет становится очень сомнительным.
Относительно оплаты услуг нотариусов, оценщиков и т.п. – это не те расходы, которые кардинально влияют на размер эффективной ставки и целесообразность их включения в расчет и усложнение самой формулы, мне непонятно.
Ярослав 8 августа 2007 10:37
Конечно, все что Вы говорите, Леонид, логично и правильно. Но как бы то нибыло, страховые риски проще перестраховать, и все равно заработать в своей компании. Хотя, действительно, банки предлагают уже целый ряд страховых компаний на выбор. Но, в любом случае, они (банки) получают агенсткое вознаграждение - а это определенный % от страхового платежа, что кстати тоже явл. косвенным доходом от кредита. А по другим платежам, так они не сильно влияют на ставку при долгосрочном кредитовании, при краткосрочных ситуация может меняться. Также, необходимо отметить, что заемщики не всегда финасово граммотные люди и стараются все пересчитать. В этом случае они вроде бы как сами виноваты, но, допустим, приходит в банк покупать авто, слесарь с какого-нибудь предприятия и покупает он Ланос. Посчитал, что может отдавать кредит за 5 лет, приходит в банк, все оформляет, и оказывается, что для того чтобы купить машину за 9 тыс.долл ему сразу надо отдать 1500 долл., а так считает он или не считает, у него будет бумага где все платежи указаны. Не просто на слух рассказали, а конкретная бумага со всеми расходами. Государство должно заботиться о потребителях. Правда можно было обязать банки все указывать на бумаге, но эффективную ставку рассчитывать без этих платежей, но на самом деле в этом расчете нет никакой сложности.
Леонид 14 августа 2007 19:05
Ярослав, Вы абсолютно правы. На самом деле важно не то, как рассчитывается эффективная ставка (все таки, в большей степени это методология), а то, как банки берут на себя ответственность за информирование будущего клиента о всех возможных платежах по займу.
Сегодня на рынке такая ситуация, когда банки пытаются "по-быстрому впарить" кредит клиенту, не сильно заботясь о его финансовой надежности и благополучии. А потом жалуются, что растет процент невозвратов...
Если рассматривать ситуацию под таким углом, то НБУ принял абсолютно правильное решение, заставляя банки быть более честными с заемщиками.
Надеюсь,что в ближайшее время будут улажены и спорные моменты в расчете эффективной ставки
Ярослав 15 августа 2007 16:03
Уважаемый, Леонид. Я смотрю, мы во многом с Вами сходимся во мнениях, но дабы получилась дисскусия, я попытаюсь стать на сторону банка. В некоторых блогах Вашего сайта я прочитал мнения людей, и много говорят о том, что наши банки не достаточно профессиональны, сотрудники банка не достаточно компетентны, вообще политика банков такова, чтобы загнать людей в долги и побольше, чтоб потом обогащаться за счет непомерных процентов либо за счет реализации недооцененных залогов и т.д. В действительности, я думаю, что потребители банковских услуг сейчас развиваются настолько быстро, что банки за ними не успевают. Ведь все сравнивается з западными банками. А по уровню организации бизнеса, техобеспечения, программных комплексов и т.д. их (западные) банки достаточно далеко от наших и чтоб это догнать не достаточно просто съездить и посмотреть как там работают, нужно определднное время и средства. Обслуживание сотрудниками банка отличается от западных. так это тоже производная из вышеизложенного. Ведь нащи сотрудники еще не могут качественно обслуживать такое количество клиетнов как Там, соответсвенно платят им значительно меньше, что и предпологает, что очень быстро сотрудники перерастают уровень зарплаты и идут на повышение, либо уходят вовсе из банковской сферы, на их место приходят новые и все по кругу. По политике, так действительно рынок кредитов растет и требует вливаний инвестиций, западные банки либо зашли на наш рынок с очень хорошей доходностью для банков (что им нравиться:) либо дают дешевые пассивы нашим банкам, т.е. средств хватает только давай, но на качество портфеля влияет не только это. Ведь не секрет, что многие (практически все) банки дают кредиты под неподтвержденные доходы граждан, т.е. верят на слово. (это специфика нашего рынка) Вот и получается что выдают всем кому не попадя. Клиенты же хотят получить кредит во чтобы то нистало и часто сознательно завышают свои доходы (даже если не будем говорить про откровенное мошеничество)а потом, когда оказывается, что они переоценили свои силы и немогут платить кредит начинают во все горло кричать, что у нас непомерные проценты, во всем мире ниже, нас обкрадывают банки и т.д. Ведь все забывают самую обыкновенную вешь, что банки - это частные субъекты хоздеятельности и основная цель их - прибыль, и чем больше тем лучше. Ведь до этой постановы, многие банки и так требовали от своих сотрудников, либо сами сотрудники рассказвали про все расходы и ньюансы при сделке. Ведь получить потом скандал с клиентом, сорванную сделку после проделонной работы очень не хочеться. Так что думаю, что эта постанова во многом защищает как потребителей так и банки.
ProstoChief 19 августа 2007 14:44
Ярослав, в свое время я работал в банковской системе и многие ее проблемы знаю изнутри. Продолжая беседу с Вами, отмечу, что по-моему мнению, сейчас банковский рынок реально столкнулся с проблемой роста. Все о чем Вы говорили: недостаток персонала, проблемы с технологиями и т.п. - это и есть ее следствия. Более того, растущий уровень конкуренции между банками приводит к еще большим внутренним проблемам, поскольку конкуренция заставляет финучреждения выпускать на рынок далеко невсегда хорошо проработанные продукты и услуги. Иностранные банки, приходя к нам, также сталкиваются с подобными проблемами, поскольку украинских рынок достаточно сильно отличается от зарубежных аналогов.
Я прогнозирую, что в ближайшие 2 года проблема роста будет преодолена большинством банков, более того рынок капитализируется и выйдет на более качественный уровень. К этому времени финансовая культура населения подтянется, а уровень проникновения банковских услуг на порядок повысится. Следствием всего этого станет качественное улучшение работы и обслуживания клиентов во всех финансовых учреждениях, и не только банках.
А то, что сейчас все активно взялись наблюдать и параллельно критиковать работу банков, это нормальная и естественная тенденция. Сегодня - это самый активный и быстрорастущий рынок, а его продукты и услуги достаточно востребованы населением. Журналисты не могут оставить эту тенденцию не замеченой. К сожалению, в большинстве случаев заметки носят критических характер, но, как я уже говорил, с преодолением проблемы роста украинской банковской системы, объем критических замечаний об уровне обслуживания в банках должен уменьшиться. Поживем увидим:)
11 декабря 2007 16:01
Я Вам так скажу господа.
"Час расплаты" в буквальном смысле этого слова, не за горами. Кредитный бум прошёл - деньги выданы, а зачастую (принимая во внимание специфику выполнения плановых показателей в банковском секторе, в т.ч. и .....) попросту розданы. Банки ждут результатов и они не заставят себя долго ждать. Рост проблемной задолженности это только одно звено в длинной цепи. Мы имеем дело с очередным "разводом" государственного масштаба, поскольку можно варьировать законодательной базой, но не "экономическими законами".
Дмитрий 25 января 2008 15:27
Хотелось бы узнать по какой формуле Вы рассчитываете эффективную ставку?
Если считать по формуле НБУ, то не сходится. Это с учетом того что: "При расчете эффективной ставки компания «Простобанк Консалтинг» не учитывает небанковские расходы заемщика: страховка, услуги нотариуса, оценщика, налоговые сборы и т. д.", т. е. что два значение в формуле НБУ будут равны 0.
Спасибо.
Леонид Красавцев 15 февраля 2008 13:41
Формула расчета эффективной ставки
Эффективная ставка =
(сумма процентных, комиссионных и других платежей / срок кредита, лет)
/
Средневзвешенная сумма кредита

Способ расчета элементов формулы эффективной процентной ставки

Процентные расходы по кредиту = СК * ПС * (Смес + 1) / 24 *100%

Одноразовая комиссия:
фиксированная сумма
от суммы кредита = СК * К раз / 100 %

Ежемесячная комиссия:
фиксированная сумма = сумма комиссии * количество мес. кредита
от суммы кредита = СК * К мес * С мес / 100 %
на остаток задолженности = СК * К мес * 12 * (С мес + 1) / 24

Средневзвешенная сумма кредита = (СК * (С мес+1) / 2 * Смес

Обозначения:
СК – сумма кредита;
ПС – процентная ставка (в %);
Смес – срок кредитования в месяцах;
Краз – одноразовая комиссия (в %)
Кмес – ежемесячная комиссия (в %)
Отабек 11 июня 2008 13:36
Имеется необходимость для более глубокого и точного объяснения. расписать формулу эффективной ставки на примере.
Kira 24 июня 2008 00:21
Существует вот такая формула расчета - не для "простых" пользователей.. понимаю.. но кто хочет разобраться, найдет для себя ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЕ ВЕЩИ - www.capita.com.ua/ru/knowledge/view/28 и влияние дополнительных расходов, связанных с получением кредита www.capita.com.ua/ru/knowledge/view/36

Иллюстрация к публикации «Эффективная, реальная, номинальная… Ставки сделаны, господа банкиры?»

Эффективная, реальная, номинальная… Ставки сделаны, господа банкиры?