Навигация по сайту

Новогодняя фантасмагория или взлеты и падения украинского рынка недвижимости

Новый год – это время подведения итогов года прошедшего и составления планов на будущее. Не избежала эта участь и меня. И вот, окинув взглядом год прошедший, я обнаружила, что из наиболее желаемого и заветного, но, увы, так и не достигнутого, могу назвать вполне закономерное желание стать обладательницей комфортной квартиры в Киеве.

Думаю, причину такого положения дел объяснять не нужно – она очевидна – банальная нехватка средств для соответствия нынешнему ценовому диапазону рынка недвижимости. А потому о перспективах – моих и не только – было довольно любопытно поразмышлять.

Украинский рынок недвижимости – штука уникальная, а потому крайне любопытная. Среди экспертов и просто тех, кому данная тема небезразлична, не утихают дискуссии: постоянно кто-то говорит о его падении, а кто-то о росте. Последних, как правило, больше. Но, несмотря на это, я почему-то не могу и не хочу со спокойной душой выложить заработанные 100 тыс. долларов за однокомнатную (а потому пригодную разве что в качестве временного жилья) квартиру. Почему?

А потому что в этом «театре абсурда» я участвовать не хочу. Судите сами – рынок недвижимости сильно перегрет и носит ярко выраженный спекулятивный характер

1.Неплатежеспособность населения:

  • Соотношение доходов среднестатистического киевлянина со стоимостью жилья просто катастрофическое. При доходах в 1000-1500 долларов США (а это, в общем-то, далеко не самая низкая зарплата даже по столичным меркам) за убогую однокомнатную квартиру стоимостью 100 тыс. понадобится всю(!) зарплату отдавать на выплату кредита (я уже не говорю о том, что ипотека – по сути, единственный способ обзавестись жильем). А ведь платить будут молодые семьи – им, как правило, еще детей рожать и растить нужно, быт свой обустраивать и т.д.

И если при этом учесть, что более 80% населения зарабатывает менее 500 долларов в месяц, то выводы о безысходности ситуации для большинства очевидны.

  • Во-вторых, настораживает количество предложений в любой специализированной газете по продаже недвижимости – взяв первую попавшуюся газету («Авизо»), я насчитала более 20 тыс. объявлений на продажу квартир (в расчет брала только столичные квартиры). Из них 10% – на сумму свыше 500 тыс. долларов (а это 2 тыс. предложений в одной газете!) При этом официальное количество миллионеров в столице не превышает тысячи. И я глубоко сомневаюсь, что у них все еще есть потребность в покупке недвижимости для себя.
  • Большинство объявлений висит в прессе годами – растет только цена, по которой продают квартиру. Одна моя знакомая сначала не могла продать свою «хрущевку» за 50 тыс. долларов, потом за 70, а теперь за 120.:) И закон рынка, который гласит, что при отсутствии спроса цену необходимо снизить, здесь уже давно не работает. Никто не хочет упустить свое. При этом реальных покупателей и чистых сделок (когда квартиру покупают для себя, а не на перепродажу) на рынке все меньше и меньше – их количество не превышает 25-30%. При этом, бОльшая их часть – это сделки по улучшению жилищных условий (продажа 1-к с последующей покупкой 2-к и т.д.). Проблема притока на рынок «живых» денег встала в полный рост. А без прилива на рынок свежих денег роста рынка не будет.
  • Крупные инвесторы уходят с рынка недвижимости Киева. Вернее, уже ушли. Кто смог – уже вынул деньги (те самые, «живые»). Плюс часть капитала с рынка квартир ушла в рынок пригородной недвижимости и земли, а банки повысили требования при кредитовании ипотеки – она стала менее доступной.

2. Массовое строительство по уровню своей рентабельности практически вне конкуренции.

И хотя строительные корпорации тщательно скрывают от нас себестоимость строительства, судить о ней можно и по косвенным признакам. Достаточно привести в пример одну российскую строительную корпорацию, которая приняла решение о выходе на лондонскую биржу, в связи с чем ей пришлось приоткрыть финансовую отчетность. Аналитики изучили годовой отчет и… раскрыли рты. Выяснилось, что себестоимость строительства квадратного метра в элитных домах в центре Москвы колеблется от 1 200 до 3 000 долларов США. А на продажу этот же метр выставляют по цене от 28 тыс. (!) долларов и вплоть до 60 тыс.

Думаю, Киев от Москвы по соотношению себестоимости и цены при реализации жилья недалеко ушел. А значит, ценам есть куда падать. Кто не видел новостройки, в которых даже спустя годы после сдачи дома вечером светятся лишь несколько окон? При этом все квартиры там раскуплены еще во время строительства. Почему же там никто не живет? Да потому что это так называемые инвестиционные квартиры – не более чем удачное вложение капитала.

3. Стоимость недвижимости в Киеве уже давно обогнала большинство стран Европы. При этом никому не нужно напоминать, что ни уровень доходов там, ни уровень качества возводимого жилья не сопоставимы с нашими.

К чему я это все веду? Да к тому, что, на мой взгляд, предпосылок для взрыва «мыльного пузыря» на рынке недвижимости более, чем достаточно. Недоступность жилья даже в далекой перспективе не может не будоражить население. И никакая ипотека тому не поможет. Несмотря на воззвания СМИ и риэлтеров на тему «берите сегодня что есть, а то завтра будет еще дороже», все больше людей трезво и всесторонне могут оценить реальную ситуацию.

Вот и получается, что развитие событий на рынке недвижимости будет зависеть от разрешения противостояния тех, кто нуждается в улучшении своих жилищных условий и тех, кто вовсе не заинтересован в падении цен на недвижимость. Первых больше, но вторые пока сильнее. А потому быстрое решение вопроса, к сожалению, невозможно. Но уже многое будет значить хотя бы всеобщее отрезвление и осознание того, что 100 тыс. долларов за железобетонную хрущевку, срок эксплуатации которой на исходе, а плата за кредит при этом будет длиться до конца ваших дней, – полный абсурд. А значит, не за горами и тот счастливый день, когда жители Украины осознают, что их обворовывают. Обворовывают тысячами, не напрямую, а через лоббистские законы, которые не позволяют создать условия для здоровой конкуренции среди застройщиков, а значит направленные на баснословное обогащение избранных строительных компаний и чиновников, их обслуживающих.

И люди будут этому противостоять. Пусть даже так, через общение во Всемирной сети или просто за чашечкой кофе. А лучше – через отказ приобретать жилье по баснословным ценам или приложив руку к цивилизованному законотворчеству. И рано или поздно это приведет к значительным переменам. Лично я в это верю.

П.С. Автор блога не является экспертом рынка недвижимости и допускает, что может существовать масса других факторов, подтверждающих или опровергающих шаткость этой пирамиды. Я всего лишь попыталась описать очевидное глазами простого обывателя. Поэтому с удовольствием выслушаю все «за» и «против».

Комментарии:

Ольга Литвиненко 24 декабря 2007 12:23
Да, статья о реалиях нашей жизни. Но, к сожалению, исходя из собственного опыта понимаю, что если-бы взяла кредит и приобрела жилье в 1998-2000 году, а не в 2007 году - то уже погасила-бы его и жила в жилье не приобретенном по баснословной цене. Увы...
Игорь Литвиненко 24 декабря 2007 14:46
Цитата: "А значит, не за горами и тот счастливый день, когда жители Украины осознают, что их обворовывают. Обворовывают тысячами, не напрямую, а через лоббистские законы, которые не позволяют создать условия для здоровой конкуренции среди застройщиков, а значит направленные на баснословное обогащение избранных строительных компаний и чиновников, их обслуживающих"
А до тех пор, пока придет осознание, а затем и действие, будем жить в тех квартирках, которые нам достались от родителей и лелеять мечту, что в один прекрасный день КТО-ТО с большой полосатой волшебной палкой придет и накажет всех вышеперечисленных персон...
Можно, конечно, говорить, что 100 тыс долл - это много за однокомнатную. Но есть и другие варианты.
Главное - захотеть. А не помечтать.
Захотеть - и ввязаться. И будет счастье. Иначе останется только сожалеть. (Тут вспоминаем стариннуй индейскую пословицу про воду и камень).Вот.
Владимир 24 декабря 2007 14:50
Баян, конечно.
Ждем с нетерпением того моменто, когда пцзырек лопнет. Из своего опыта: еще весной этого года в пригороде киева нашел домик в селе 8.5 соток, 90 квадратов 110 тыс. Документы у хозяев готовы не были. Сделали идоки только к началу ноября. Заворушка с цена началась, хозяйва сели на пятую точку: "мы теперь хотим 150".Ни на шаг не подвинусь! 110! и даже не 111! Вот так и боремся! Прошу принять в качестве поддержки в борьбе с теми, кто говрит: "ну что сегодня 100 тысяч долларов!? а?!" :) копейки...
Модератор 24 декабря 2007 21:28
to Ольга Литвиненко:
Вы знаете, Ольга, лично у меня в 1998-2000 годах зарплата была 150-200 долларов. На то время однокомнатная квартира в Киеве стоила около 10 тыс.дол. Вот и получается, что соотношение той моей зарплаты к стоимости жилья на тот момент и соотношение данных, приведенных в блоге в качестве примера из 2007 года ничуть не изменилось. Так что лично я не стану терзаться упущенными возможностями Потому как возможностей-то и не было...
Модератор 24 декабря 2007 22:06
To Игорь Литвиненко: Очень жизнеутверждающе :) Правда :) Такое впечатление, что Вы только что с очередного тренинга по личностному росту вышли. Там коучеры умело вкладывают в уши слушателей идею о том, что "это не тратить нужно меньше, а зарабатывать больше". Кстати, идея неплоха, конечно. Вот только не будем забывать, что предназначение у нее другое - добиться, чтобы у одного конкретного человека руки не опускались от безысходности. Потому как зарабатывают сотни, а в жилье нуждаются миллионы (это и матери-одиночки, и учителя-медсестры, и молодые семьи и прочие). Что Вы им предложить сможете?
Уверена, что даже самая превосходная индивидуальная стратегия ("захотеть - и ввязаться") не решит эту глобальную социальную проблему. И решать ее нужно не индивидуально («моя хата с краю» - купил квартиру и успокоился), а комплексно и сообща. И помимо поиска источника финансирования, попытаться ликвидировать первопричину. Об этом собственно и блог.
А для последующих читателей хочу напомнить, что я вовсе не прошу совета о том, как мне обзавестись жильем, с этой задачей я уж как-нибудь разберусь сама. Главная цель блога – вызвать читателей на дискуссию о перспективах нашего рынка недвижимости. Хотя… если Дедушка Мороз принесет мне ключик от новой квартиры, сопротивляться, пожалуй, не буду :)
Я.Н. 24 декабря 2007 22:19
Абсолютно согласен с автором - идея данного блога не в дискуссии про способы зарабатывания денег и принципы распоряжения личными сбережениями... Хотелось бы услышать прогнозы специалистов рынка ипотеки да и просто людей, интересующихся проблемой приобретения жилья. Лично мне кажется, что соотношение среднего уровня дохода и средней стоимостью квадратного метра жилья за эти 5-7 лет практически не изменилось (про что Ольга и упоминала). Другой вопрос в том, что жизнь проходит... а ждать можно всю жизнь :) У каждого свои мысли, цели и пути реализации жизненных планов!!!
Константин 30 декабря 2007 01:45
Динамичный рост цен на недвижимость дал возможность выгодно влаживать свои капиталы населению в том числе "финансовым структурам" глядя на квартиру как приумножение капиталов. В данный период динамика резкого удорожания квартир прекратилась, и инвестору держать этот финансовый запас с точки зрения преумножения капитала, просто уже не уместно т.к. деньги можно вложить совсем в другие проекты которые более динамично дорожают чем недвижимость, .спрос порождает предложение. когда будут развивать более альтернативные вложения инвесторы будут вынуждены сливать эти квартиры дешевле рыночных дабы остаться с деньгами в руках и влаживать их в другие альтернативные проекты. Опять таки рынок не резиновый , закон экономики звучит приблизительно так - если рынок имеет бурный рост, значит уместным будет считать что он также динамично может пойти в низ, только эта динамика может имеет длинный период, мы можем этого дождаться возможно в старости, а может раньше )))) может у нас в Украине законы экономики что то вроде выдумка? ))) На сегодняшний день депозиты на уровне 16% годовых. если вложить этих же 100 тыс. уе в банк то в месяц можно получить 1300уе дохода, а при сдаче квартиры в аренду получится в лучшем случае 500уе. И при этом цены на квартиры не дорожают так динамично т.к. не подкрепляются спросом, все кто хотели купить уже купили несмотря на цены и таких уже еденици . А более того есть еще более доходные виды вложений (про уровень депозитов был как пример). Застройщики были вынуждены уйти дабы удержать предложение, искуственно замедлять темпы сдачи квартир дабы избавится от недвижимости без значительных потерь .Падение спроса сделает свое грязное дело )))) И в один прекрасный день кто то даст рывок в сторону сброса недвижимости дабы забрать живые деньги, тем самым задав темп динамики цен вниз, но это должен быть кто-то из инвесторов крупненького масштаба. У всех игроков рынка сейчас тактика выжидания, нервишки у кого-то первого всеравно не выдержат на фоне замедления динамики роста.
Владимир 30 декабря 2007 21:12
Друзья,вспомните классика-"надо все взять и поделить"
МихаилМ 4 января 2008 20:45
Ольга все правильно описала, но мне кажется, эта проблема не решается на нашем уровне ("моя хата с краю" - не моя позиция), она может решиться только на государственном уровне, и то, только тогда, когда наши высшие чины потеряют к этому интерес. Перекупщики не будут отдавать квартиры себе в убыток, они их просто будут сдавать (ведь нам с Вами, нужно где то жить). А обвал цен на недвижимость это не просто уход с рынка большого игрока, это, по моему дилетантскому мнению, четко спланированная акция (с явной выгодой).
Подводя итог моих умозаключений, Цены на квартиры не будут подниматься, и резкого снижения тоже не будет, все будет плавно и очень медленно снижаться, до того момента пока у нас не будет правительства думающего о народе (а там ситуация еще веселее, чем на рынке недвижимости).
(я даже не "любитель" в вопросах недвижимости, я простой обыватель, который так же хочет иметь свою "крепость" и не быть "рабом")
Константин 7 января 2008 06:14
Юля Тимошенко предложила очень даже ничего модель решения жилищного вопроса. Всех застройщиков убрать и на тендерной основе предлагать им застройку объектов с рентабельностью 25%. Если это войдет в реальность это будет большим шагом, но политика дело языкатое, остается надеятся
Pozitiv 8 января 2008 10:33
вопрос по себестоимости. в частности, по поводу привиденного примера московской строительной компании. себестоимость от 1200 до 3000 у.е. включает в себя взятки чиновникам?
Тарас 10 января 2008 13:55
Дарницкий район - средння цена аренды 1к квартиры - 650, средння цена 1к квартиры - 120 тыс. дол. Годовая доходность получается 6.5% - уже приближается к депозитной ставке в долларе. Мне кажется еще год - и рынки аренды и жилья сбалансируются.
Кроме того, качество проживания в арендованом и собственном жилье у нас существенно отличается - по сравнению с той же Польшей, что делает не совсем корректным сравнение. Когда у нас урегулируют права квартиросъемщика - баланс на рынке должен измениться в сторону сближения доходности жилья и финансовых инструментов.

На счет убитых хрущевок - есть еще один фактор их стоимости - вероятность что их владельцы получат лучшее жилье после начала перестройки старых районов.

У нас в стране проблема также с высокими ставками за кредит. Например для квартиры в $100 тыс. выплаты по процентам могут превышать 2/3 общего платежа. А ставки в долгосрочном периоде должны снижаться.

Если добавить немного глобальности в анализ цен на недвижимость - никто не сравнивал динамику цен на квартиры, если перевести их в золото? в другие товары? Доллар почему то продолжает использоваться в качестве глобального эквивалента стоимости, хотя он за последнее время существенно инфлировал.

Александра 15 января 2008 09:42
Забавная ситуация! Сами же сотрудники "Простобанк Консалтинг" размещают комментарии к более чем второсортным публикациям своих коллег.
Игорь 15 января 2008 10:21
Хочу обратить внимание уважаемых коллег на следующий момент. Допустим рынок "лопнул". Кто-нибудь пробовал спрогнозировать события дальше? Какой темп падения цен стоит ожидать? 10% в день? 20%? Вопрос не праздный. Как только рынок лопнет, население, обрадованное возможностью хоть как-то решить "главную проблему жизни", ринется покупать жильё. Падение цен столкнётся с лавиноподобным ростом спроса, который може очень быстро затормозить это падение. (а может и нет?) К сожалению, никому из тех, кто обязан этим интересоваться, не интересно, какой платежеспособный спрос наблюдается в столице, какое количество жителей нуждается в жилье и т.д. Поэтому мы с Вами вынуждены гадать на кофейной гуще. Кстати, в связи с этим ещё один интересный вопрос. А какое количество населения проживает в Киеве в настоящий момент? По моему впечатлению - миллионов 6-8. И всё увеличивается. Но вернёмся к главной мысли: падение цен, вероятнее всего будет быстро остановлено резко возросшим спросом. Учитывая большую вероятность согласованного управления рынком жилья (иначе "пузырь" не продержался бы так долго), согласен с предыдущим замечанием: кризис разрешится плавно и под чьим-то управлением. А значит надеяться на "лоп" смысла нет. Так как "кукловод" этого театра всё равно будет пытаться заработать на нас с вами. А пока наше правительство совместно с Президентом не повернутся лицом к людям, получается, что надеяться на экономические законы смысла нет. И за что любить свою родину? :) :(((
Модератор 15 января 2008 10:28
2 Александра:
откровенно говоря, мне не понятно, что Вы хотели сказать своим комментарием?

Осталось только предполагать, что либо Вам нечего сказать по существу блога, либо Вам необходимо изучить "матчасть" :)Напрмер, вот здесь: http://www.kolesnik.ru/2005/blog/
Цитирую: "Блог - это разговор. Люди обычно разговаривают о том, что представляет для них интерес и к чему у них есть личное отношение". Так что НЕанонимные комментарии в блогах только приветствуются :)
Татьяна 15 января 2008 17:58
Когда нет конкуренции, нет рыночного ценообразования. Есть дефицит, спекуляция и, соответственно, неразумная цена. Когда-то джинсы стоили 120 рублей при зарплате в 120 рублей. Если хорошо покопаться в памяти, то можно вспомнить, что практически любой товар в этой стране проходил путь неадекватной оценки: модная одежда, аудио/видео техника, импортные подержаные автомобили. Видимо, это была очередь недвижимости. Рано или поздно рыночный механизм заработает и цена будет основываться на здоровой конкуренции предложения. Вопрос только во времени.
Сашка 16 января 2008 09:45
Согласен полностью, что выкладывать 100 тыс. за бетонные стены очень не хочется. Но вот по поводу того, что давайте вместе все соберемся и вместе откажемся от покупки недвижимости, дабы показать что мы не хотим быть обманутыми - по-моему бред. Давайте смотреть правде в глаза, если бы у кого-то была возможность нажиться на продаже-перепродаже, ох как бы он с удовольствием поддержал ряды спекулирующих. Те, кто обзавелся жильем годик-два назад, сегодня даже немного расстроены в связи с остановкой цен. Каждый сам за себя - обычное состояние для человека, извините, за грубость, но в альтруизм я перестал верить где-то на 3-м курсе института и в последующие годы жизнь только еще раз подтверждала правоту этого убеждения. Так что - блог - вещь хорошая, чтобы высказать свое мнение, но не более, если его основная цель - борьба с несправедливостью - его нужно срочно закрывать :)

Иллюстрация к публикации «Новогодняя фантасмагория или взлеты и падения  украинского рынка недвижимости»

Новогодняя фантасмагория или взлеты и падения украинского рынка недвижимости